Алкоголизм – заболевание, при котором человек физически не способен оказаться от употребления спиртного. Против понимания, что привычка разрушает жизнь и организм, выступает сильная абстиненция при попытке выйти из запоя, против желания восстановить репутацию и вернуться к трезвой жизни – психологические паттерны, заставляющие человека автоматически выполнять определенные действия. Справиться с заболеванием можно только при помощи нарколога, но пациенту полезно знать, почему у него развивается зависимость, и как выглядит наиболее эффективная модель лечения.
Алкоголизм – способ уйти от реальной жизни, с характерными для нее проблемами и трудностями, в иллюзорный мир. Большинство наркоманов и алкоголиков заявляют о том, что начали употреблять из любопытства, но на деле в ситуации, когда человек начинает часто выпивать напиток, о вреде которого хорошо известно всем, за этим всегда стоит конкретная психологическая проблема.
Выяснить, что является катализатором зависимости, можно на сеансах психотерапии. Как правило, аддикт прячет от себя истинные причины болезни в подсознании, рационализируя проблему в наиболее выгодном для себя свете. Однако при самостоятельной работе над собой можно задать себе вопросы:
Например, если истинной причиной алкогольной зависимости является страх общения, человек обычно употребляет в компании других людей, в клубах и на вечеринках. По мере прогрессирования болезни он начинает пить и дома в одиночестве, но изначальным «спусковым крючком» формирования аддикции являлось желание раскрепоститься, легче переживать неудачи, связанные с общением. На более глубоком уровне это может быть проявлением идеи всегда быть «на коне», никогда не ошибаться, не относиться к себе с иронией.
Проблему болезненной самооценки можно решать разными способами: психотерапевты используют методики, позволяющие сделать самооценку адекватной и устойчивой, перестать переживать из-за того, что произвести на всех нужное ему впечатление не может никто, а неудачи – часть жизни.
В другой ситуации алкоголик может объяснять причину болезни в объективных жизненных трудностях: на работе выплачивают маленькую заплату, начальник грозится уволить, а долги на кредитной карте растут с каждым месяцем. В данном случае человек действительно пытается купировать стресс этанолом, но более глубокой причиной может быть нежелание брать ответственность за свою жизнь. В психотерапевтической практике известны случаи, когда люди с подобными неврозами начинают придумывать себе болезни, чтобы обосновать свое пассивное поведение. Что скрывается за этим неврозом (нестабильная самооценка, синдром выученной беспомощности) можно выяснить, устроив тщательную ревизию своих эмоций, и приняв решение не скрываться от проблем под маской аддикции.
Когда человек пройдет через психотерапию, причина выпивать исчезнет. Значит ли это, что сможет легко отказаться от спиртного? И да, и нет: даже если причина зависимости будет устранена, привычка выпивать и вести образ жизни, характерный для алкоголика, останется. Работать над ней нужно отдельно.
Любая зависимость формируется, как минимум, в двух плоскостях: с одной стороны, человека толкает во власть аддикции доминанта, сформированная в головной мозге. С другой стороны, человек привыкает к выполнению определенных действий и испытывает закономерный дискомфорт, если его заставляют резко изменить паттерн. Убедиться в этом, можно, перенеся выключатель в комнате на другое место: рефлекторно человек будет тянуться рукой к тому месту, где он был расположен ранее и испытывать легкое раздражение, не обнаружив его.
Справиться с этими факторами можно, понимая, как работает наш мозг:
Если доминанта вытесняется другой, можно получить мгновенный, но недолговечный результат. Например, если у женщины сформирована любовная аддикция, она может часами думать об объекте своей симпатии. Но если она увидит, что потеряла своего ребенка в торговом центре, она мгновенно переключится на эту проблему, на время перестав думать о своей влюбленности. Однако после того, как ребенок отыщется, она вернется к прежним мыслям. То есть, доминанта никуда не исчезнет, ее просто временно заменит более важная мысль.
Такой подход используется в наркологической практике и называется психотерапевтическим кодированием. Врач вводит больного в транс, внушает ему идею, которая становится новой доминантой, и человек на время перестает чувствовать желание выпить. Обычно периода действия кодировки достаточно, чтобы пройти реабилитацию и полностью разрушить прежнюю аддикцию.
При самолечении человеку доступен другой метод: постепенно снижать важность аддикции, одновременно формируя новые доминанты. При сильно выраженной алкогольной зависимости делать это будет сложно, но на второй и первой стадии такой подход будет эффективным.
Человеку нравится думать о том, что приносит ему приятные эмоции, а все другие мысли он пытается отодвинуть на периферию своего психологического поля. Это простая истина может помочь сформировать новую доминанту, которая, в отличие от алкогольной, не будет разрушать личность и здоровье человека.
Психологи рекомендуют:
Ища источники для удовольствия важно следить, чтобы они не были связаны с аддикцией. Зависимость может пытаться обмануть сознание человека, подталкивая его сходить в ресторан (где можно выпить), посетить торговый центр (где вино продается с заманчивой скидкой), и т.д.
Не стоит выбирать те занятия, которые не приносят гарантированного удовольствия. Зачастую попытки резко изменить жизнь, поступив в университет на новую специальность или затеяв капитальный ремонт, приводят к неудаче, так как энергии зависимого человека недостаточно для воплощения долгосрочных проектов.
Также не следует ждать быстрых результатов: мозг будет сопротивляться попытке разрушить доминанту, которую он долго и тщательно создавал, поэтому периоды сильной тяги к срыву обязательно возникнут. Относиться к этому нужно спокойно: не ругая себя за рецидивы, но поощряя за способность противостоять алкогольной тяге.
Если срыв все-таки случился, важно разобраться: что стало его катализатором, как можно избежать проблемы в дальнейшем.
Многие аддикты, решая отказаться от спиртного, подгружаются в эту тему, начинают бесконечно читать соответствующую литературу, посты в социальных сетях и блогах, разговаривать о своем заболевании с другими людьми. Парадоксальным образом это приводит к обратному результату.
Причиной этого является постоянное внимание к объекту зависимости. Например, если человек хочет сесть на диету, он может постоянно думать о съеденных калориях, о вкусных блюдах, которые теперь ему недоступны, и в результате обнаружит себя у холодильника с тортом и ложкой в руках. В другой ситуации, когда худеющий человек не сосредоточен на еде, а полностью увлечен каким-то занятием, он может не заметить, что не ел целый день.
Так должен поступить и алкозависимый: только новые, интересные и приятные для него условия жизни могут быстро разрушить аддикцию. Общение с друзьями, веселый досуг, воплощение в жизнь давних планов и мечт – то, что помогает намного лучше, чем постоянный самоконтроль и зацикленность на вредной привычке.
Существует немало методов, которые якобы могут помочь справиться с алкогольной зависимостью, но на деле не дают никакого результата.
Кроме опасности, связанной с отказом от нормального лечения и прогрессированием болезни, эти способы нежелательны из-за того, что человек разочаровывается в медицине и начинает думать, что попытки освободиться от зависимости бесполезны.
Нарколог работает над теми аспектами лечения, которые пациент не может выполнить сам:
Домашняя терапия редко бывает эффективной: алкоголизм поражает волю человека, справиться с патологическим влечением к спиртному оказывается непросто.
Узнать о способах лечения алкоголизма, как бросить пить быстро и без рецидивов, можно в наркологической клинике «Оникс» в Санкт-Петербурге. Консультации доступны по номеру: 8 (931) 009-18-03.